Просто удивительно, как наше эго выдумывает самые изощренные способы «помочь» нашему творчеству, чем иссушает его еще больше. Если вы, как и я, решились пойти тропою вдохновения, то эта статья для вас. Я расскажу о наших внутренних творческих убийцах, которые под самым благовидным предлогом не дают нам творить.
Должен ли творческий человек быть старательным и упорным? Совместим ли труд с музой? Становится ли картина, над которой корпели год, вымученной? На эти и многие другие вопросы ответы ищут студенты курса «Путь Художника». Этот курс я провожу для людей, находящихся в тупике уже не первый год. Никогда бы не подумала раньше, что творчество опутано таким тугим клубком предрассудков.
Что же мешает нам творить?
Идеализм
Самый свирепый монстр всех тех, у кого есть вкус. Так устроено, что, занимаясь искусством, мы всегда замахиваемся на нечто серьезное. И ждем от себя соответствующей грандиозности.
К тому же, человек со вкусом всегда видит, как он хочет творить. Он берет пример с мастеров, замахиваясь на уровень, который гарантированно принесет успех. И покупается на сказки о таланте. Якобы у гениев талант был точно, на то они и гении. Мы убеждены, что гениальность способна проявить себя с первого разу. Иначе какая же это гениальность, если ей требуется тренировка? За великими картинами мы не видим толстый слой подмалевка. Величайшие романы скрывают под собой столько черновиков, что наберется на библиотеку. Но никто не обращает на это внимания, занявшись творчеством. Мы ждем от себя шедевров. Желание сделать сразу идеально губит любые начинания.
Джулия Кэмерон в курсе «Пути Художника» дает замечательное противоядие ожиданиям. Методика «Детские шаги».
Смысл в том, чтобы позволить себе начать с уровня ребенка. Если мы хотим нарисовать хорошую картину, то должны быть готовы сначала создать плохую. И не одну.
Да, отвечая на вопрос вначале статьи, творчество – это труд. Но вместе с тем и великое счастье существовать в постоянном воодушевлении и погоней за музой.
Излишнее чтение
Вот уж грех всех, кто занимается личностным ростом. Творческий человек вместе с эзотерической литературой поглощает еще и видео мастер-классы, тоннами сохраняет примеры работ, которым хочет подражать. «Переедает» теории, так сказать. В ведической культуре известно, что знания без использования на практике – яд. Они отбирают силы, лишают мотивации. Постоянное прочтение и просматривание теории создает иллюзию деятельности, что приводит к разочарованию в себе.
Здесь рецепт простой. Изучил что-то – примени. Пока не использовал новое знание, не переходи к следующему. Если вам в данный момент нужен мозговой штурм и насыщение идеями – хорошо, в таком случае поглощайте теорию до определенного момента, после которого вы обязуетесь применить понравившееся на практике.
Разговоры и планы
Это работает не для всех одинаково. Но я все чаще замечаю, как губительны восторженные обсуждения с друзьями своих творческих планов. Примерно настолько же страшна маниакальная любовь к составлению списков дел. Узнать, как это влияет на вас — просто. Вспомните, какую идею последний раз вдохновенно обдумывали вслух или на бумаге. Говорили или записывали список в таком состоянии, что можно свернуть горы. А потом вдруг блеск идеи померк или просто времени на осуществление не оказалось. Все дело в том, что творческая энергия расходуется на пламенные речи и планирование. Мозг воспринимает написанное или рассказанное как уже сделанное.
Этим приемом часто пользуются психотерапевты. Они предлагают клиенту рассказать о самом страшном, что может с ним случиться. Создается иллюзия проживания. И вот самое страшное уже позади. Уже нечего боятся, все уже произошло. Но это работает только при сильном эмоциональном включении в процесс. Также все обстоит, когда вы, предвосхищая действие, распыляетесь на тему своих планов.
Здесь все очевидно. Появилась идея? Родилась задумка? Вас распирает от желания поделиться с миром? Или нужно срочно записать, чтобы не упустить гениальную мысль?
Сделайте три вдоха и выдоха. Глубоких. И вспомните, к чему это может привести. Теперь, если вы очень боитесь забыть, идите и сделайте, именно сделайте то, что задумали.
Если сейчас это сделать абсолютно невозможно (что, как правило, неправда), то положитесь на свою память. Да-да. Этот прием дает моим подопечным хорошие результаты. Когда мы запоминаем, то не расходуем энергию воодушевления. Но если идея действительно зацепила, вы не дадите себе забыть.
Еще один хитрый способ: поставить напоминание на телефон. Установите примерно на месяц вперед такое оповещение: «Проверить, как я справился с идеей, которая пришла мне на ум такого-то числа». Не пишите, что это за идея. Смысл в том, что вы будете знать: скоро предстоит проверить себя. Это учит относиться к идеям ответственно, не фиксируя их списками.
Осуждение себя, как попытка себя замотивировать
Может быть, это работает в спортивных достижениях или бизнесе, но не в творчестве. Если вы в тупике и боитесь белого листа, то корить себя за бессилие и отсутствие идей – последнее, чем стоит заняться. Это не помогает.
Творчество больше всего похоже на уход за цветком: бесполезно кричать, если растение чахнет. Нет смысла изводить его творческими муками и оставить без воды, например. Нет. Наша задача, наоборот, видя, что процесс не идет, продолжать поливать и подкармливать. И неизменно хвалить себя. Даже за попытки. Даже за то, что я сегодня вспомнил, что собирался порисовать, но не успел.
Помните: от вашего негатива цветок быстрее погибнет, а вот если придерживаться политики непрошибаемого позитива, то рано или поздно он зацветет.
Отсутствие идей
Бывает такое, что нет идей. У всех. Будь вы танцор или скульптор, мы все с этим сталкивались. И что обычно начинают делать в этот момент творческие люди? Они идут искать идеи снаружи, и затем, перекраивая их на свой лад, кое-как втискивают чужеродное в свое творение. В то время как любое творчество абсолютно самобытно. И подсматривать, и вдохновляться у других можно, но лишь тогда, когда это дополнение к тому, что у вас родилось.
Творчество – ручей. Он или бьет из-под земли, или нет. Его невозможно искусственно заставить рождаться. Идеи приходят к нам сами, мы ничего сознательно не делаем. И, как говорят многие великие: вдохновение – это лишь способность слышать Бога.
Все просто. Если эфир забит, и мы не можем больше услышать тонкий голос Вселенной, нужно заняться очищением себя. Хорошо подойдут активные практики на выплеск эмоций, такие как Ошовская динамическая медитация или «эмоциональное очищение», разработанное шаманкой-певицей Перукуа. Нам нужно всего-навсего расчистить собственный ручей. И тогда естественно энергия сама потечет сквозь нас.
Стремление стать творческим человеком, а не быть им
Часто я сталкиваюсь с тем, что студенты говорят мне: «Скоро кончится этот ужас. Я перестану страдать в творческих муках. Мне не нужно будет совершенствовать технику рисунка. Однажды, у меня будет выставка и я стану признанным художником».
Со стороны хорошо виден мотив таких людей. Это может быть слава, признание или волшебный флер состояния «Я художник». Что угодно, но точно нежелание художником быть. Это правило не актуально для новичков, оно для тех, кто идет творческим путем уже более полугода. Для таких у меня есть плохая и хорошая новость.
Плохая состоит в том, что конца творческим мукам не будет. Для художника то, что большинство называет муками, является процессом творения. Как роды, если хотите. И для настоящего творца – это процесс приятный, хоть и нелегкий. Состоявшемуся художнику таких кризисов достается в разы больше. Они часто мучаются оттого, что не могут создать ничего лучше своих первых творений. Поэтому ждать, когда уже все это кончится и я смогу задумчиво ходить по своей выставке, глубокомысленно рассказывая о смысле той или иной картины – бесполезно. Но есть, и хорошая новость, все это – внимание, славу, образ, – можно найти гораздо менее тернистыми путями.
Автор: психолог Сабина Останкова