В этой статье мы расскажем об истории возникновения и полезных свойствах Иван-чая.
Китайский чай, заполонивший ныне полки чайных лавок и продуктовых магазинов, появился в нашей стране только в первой половине ХVII века. А меж тем многие сотни лет до этого русские люди прекрасно обходились своим собственным напитком. Традиционный русский чай из кипрея упоминается в старорусских летописях с XII века как один из самых популярных напитков. А крепкий ферментированный чай из кипрея изобрел, «дворовый человек из царскосельской вотчины господина Савелова», побывавший в Китае с одним из наших посольств еще при Екатерине. Технология приготовления чая была нехитрая: листья кипрея обваривали кипятком и парили «калеными каменьями, обыкновенно в той же посуде, в которой крестьяне бучат черное белье свое». Потом листья руками скручивали на рубчатых досках и сушили.
Больше всего такого чая заготавливали в селении Копорье под Петербургом. Поэтому и стали называть напиток, а позже и сам иван-чай, Копорским чаем, который стал важной составляющей и в российском экспорте. В Англии и Европе, его звали «русским чаем», и знаменит он был также, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь.
И странным кажется, что столь выгодное производство Копорского чая как-то резко прекратилось, да и сам рецепт почти повсеместно забылся! Дело в том, что к концу XIX века напиток стал столь популярным в Европе, что составил конкуренцию развивающейся Ост-Индийской кампании, торговавшей индийским чаем. Был раздут скандал, что русские перетирают чай белой глиной, а она, дескать, вредна для здоровья. Закупки русского чая были снижены, а после революции в России 1917 года экспорт иван-чая из России был прекращен.
«Всем травам мати…» – за что в народе кипрей ценили.
Кипрей, из которого готовится русский чай, был очень любим в народе, и названий у него много говорящих, ласковых: богородицина трава, сорочьи глаза, пан-трава, елушник, копыл-трава, красный цвет, скрипун (при выдергивании стебель в руках скрипит), петушковы яблоки, плакун-трава, пушник, гаревик, первопроходец, новосел, теплый цветок, таежный подсолнечник, дремуха, дикая конопля, хрипляк, маточник, плакун, дрема, нянька…
В именах этих нашли отражения многочисленные свойства иван-чая. «Первопроходец» и «новосел» потому, что иван-чай первым занимает пустыри и вырубки.
Первым появляется он и на гарях — здесь почерневшая от огня земля под солнечными лучами прогревается так сильно, что семена других растений не прорастают или же погибают сразу же после прорастания. А иван-чай растет себе преспокойно и становится хозяином гари: отсюда и другое название его—«гаревик».
Растет иваи-чай на бывшей гари год-другой, а рядом, в тени, которая от него падает, прорастают семена сосны, березы, осины, нуждающиеся в защите от солнца. Смотрят люди на молоденькие ростки и, улыбаясь, говорят: «Настоящая нянька». Вот и еще одно имя.
И во время осенних заморозков иван-чай не забывает своих молодых соседей: выделяя тепло, обогревает нежную поросль. За это, наверное, прозвали его «теплым цветком».
Отцветает трава кипрея, а из мягкого пуха можно делать подушки – отсюда имя «пушник». А если стебли его высушить, вымочить и вычесать, то можно из них делать пряжу и вить веревки. Потому есть у кипрея имя «дикий лен» или «дикая конопля».
Еще были у «Иван-чая» также прозвища, вроде хлебница или же мельничник. Появление этих прозвищ связано с тем, что высушенные и размолотые корни «Иван-чая», по рекомендациям народных знахарей, частенько добавляли в муку, из которой выпекли хлеб. С таким хлебушком А.В. Суворов ходил в Альпы. В течение года хлеб не черствел. Кроме того «Иван-чай» назывался петушковыми яблоками. Этим он обязан вкусовым свойствам молодых листьев, которые вполне способны заменить салат.
Некоторые исследователи фольклора и травники чудодейственную плакун-траву из старинных заговоров связывают с иван-чаем. «Есть трава именем Плакун, высока, в коноплю, цвет багров. Та трава вельми добра: держать при себе в чистоте и давать скоту, который вертится, или которое дитя не спит, и класть в головы, то станет спать. А который человек крест носит на себе, честен будет в людях, и никакой пакости не убоится, и злой смертью не умрёт, а без той травы никакой травы не рвать, потому что от них помощи не будет».
В старинном травнике, включенном в «Домострой», советуют, срывая ту траву так три раза говорить: «От земли трава, а от Бога лекарство». Или: «Небо - отец, земля -мать, а ты, трава, позволь тебя рвать».
По поверью, это растение обладает необычайной магической силой, помогает искать клады, охраняемые недобрыми по отношению к людям духами. Когда будешь иметь при себе эту траву, все духи тебе покорятся. Один лишь плакун в состоянии выгнать дедушек домовых, кикимор.
В старинном сборнике духовных стихов «Голубиной книге», которую многие считают осколком более древних ведических знаний на вопрос «какая трава всем травам мати?», дается такой ответ:
«…Плакун-Трава всем травам Мати.
Почему Плакун-Трава всем травам Мати?
Потому Плакун-Трава всем травам Мати,
Что Сама Богородица на неё слёзы ронила».
В старинных наговорах содержались подробные инструкции по сбору и применению волшебного средства: «Собирай плакун-траву на утренней заре в Иванов день. Как копать будешь, сними с себя все железное, а то корень в руки не дастся и силы иметь не будет». А как станешь копать, говори: «Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю! Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским! А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же моё слово при тебе крепко и твердо. Век веков!»
Корень этой «всем травам матери» таит в себе силу, охраняющую малодушных людей от всякого соблазна.
Недаром по приметам травников растет иван-чай именно там, где живут люди! Ведь столько пользы он готов нам принести, стоит лишь вспомнить о силе природы и глубокой народной мудрости!
Материал предоставлен Эко-магазином Эко-Молл.